Пошук по сайту
Пошук:

Теми
З перших уст (4452)
З потоку життя (7293)
Душі криниця (4125)
Українці мої... (1661)
Резонанс (2122)
Урок української (1006)
"Білі плями" історії (1847)
Крим - наш дім (1052)
"Будьмо!" (271)
Ми єсть народ? (242)
Бути чи не бути? (323)
Писав писака (23)
На допомогу вчителеві (126)
Мовно-комп'ютерний конкурс (108)
Порадниця (207)
Смішного! (97)
Додатки
"Джерельце" (830)
"КримСПОРТ" (132)

Архiв
Архiв газети в pdf
Редакцiя
Форуми
Книга вiдгукiв

Iншi статтi цiеї теми
У В╤ДНОСИНАХ З ПОЛЬЩЕЮ НЕ ВАРТО НАТИСКАТИ НА ╤СТОРИЧН╤ “МОЗОЛ╤”, ЩО НАТЕРЛИСЯ ЗА 400 РОК╤В
Юр╕й Щербак, письменник, дипломат…


╤СТОР╤Я ОДН╤╢╥ РОДИНИ НА ТЛ╤ КРИМСЬКОТАТАРСЬКОГО НАЦ╤ОНАЛЬНОГО РУХУ
Вс╕ сто в╕дсотк╕в грошей в╕д продажу книги буде направлено на потреби ЗСУ…


ВЖЕ ЗАРАЗ ТРЕБА ДУМАТИ, ЯК БУДЕМО В╤ДНОВЛЮВАТИ КРИМ П╤СЛЯ ДЕОКУПАЦ╤╥
Обговорення комплексних питань щодо в╕дновлення Криму п╕сля його деокупац╕╖ в╕д рос╕йських сил...


МОЖЕ ТАК СТАТИСЬ, ЩО КРИМ ПОВЕРТАТИМЕТЬСЯ ДИПЛОМАТИЧНИМ ШЛЯХОМ
Наша держава зможе спок╕йно жити, коли поверне соб╕ ус╕ сво╖ земл╕, зокрема ╕ Крим.


БИТВА ЗА УКРА╥НУ
День дв╕ст╕ одинадцятий…




Розсилки
Тут Ви можете підписатися на розсилку анонсів статей нових випусків нашої газети. Для цього вкажіть свій e-mail.

E-mail адрес:














FaceBook





оНЦНДЮ Б сЙПЮ©МЁ
Головна сторiнка > Текст статти
"Кримська Свiтлиця" > #48 за 30.11.2007 > Тема "З потоку життя"
Версiя для друку
Обговорити в форумi

#48 за 30.11.2007
"КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ НАЕДИНЕ СО СВОЕЙ СУДЬБОЙ"

ТОЧКА ЗОРУ

ДЛЯ ТОГО, ЩОБ Л╤ПШЕ УСВ╤ДОМЛЮВАЛИСЯ ДЕЯК╤ КРИМСЬК╤ РЕАЛ╤╥, ПРОПОНУ╢МО ЧИТАЧАМ (МОВОЮ ОРИГ╤НАЛУ), МАТЕР╤АЛ, РОЗМ╤ЩЕНИЙ НА САЙТ╤ AQ.MEDIA, М╤С╤Я ЯКОГО, ЯК ЗАЗНАЧЕНО У ВИХ╤ДНИХ ДАНИХ, "ПОЛЯГА╢ В ТОМУ, ЩОБ НЕСТИ ЛЮДСТВУ ПРАВДИВЕ СЛОВО ПРО КРИМ". ДАЛ╤ - ВИКЛАД САЙТУ...
Свежий выпуск "Голоса Крыма", - популярного и массового издания, фрондирующего Меджлису крымскотатарского народа, - публикует статью своего постоянного автора Тимура Дагджи "Крымские татары наедине со своей судьбой". Автор сожалеет об ухудшении отношения России к крымским татарам, призывает больше ориентироваться на "татарстанский опыт" и поменьше верить Украине и Евросоюзу.

"КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ НАЕДИНЕ СО СВОЕЙ СУДЬБОЙ"
Прошло 16 лет с того дня, как советская власть, после длительной ее осады, разрешила наконец крымским татарам вернуться на родину, в Крым. Несмотря на отчаянное сопротивление тогдашних властей, более 200 тысяч коренных жителей этого края, проявляя инициативу и настойчивость, смелость и решительность, застолбили за собой земельные массивы, на которых к сегодняшнему дню выросло 300 новых поселков. Что изменилось в судьбе крымских татар после развала Советского Союза? Вспомним, как люди не могли достроить свои дома, потому что деньги за проданное в Узбекистане имущество заморозили в сберегательных банках, а то, что осталось на руках, съела инфляция. Люди не могли найти работу и буквально голодали. На самострое в Каменке, где я живу, в те годы десятки детей не могли ходить в школу, потому что у них не было обуви. Но народ прошел и через это нелегкое испытание. Прошел в силу своей генетической живучести, прошел без какой-либо эффективной помощи извне. Я предлагаю читателям вместе проанализировать наше положение и обсудить дальнейшие пути борьбы за свои права. В этой статье читатель найдет, возможно, какие-то крамольные мысли, с чем-то будет не согласен, но широкое обсуждение позволит найти ту золотую середину, которая устроит нас всех и позволит решить многие наши проблемы.

Что мы ждем от Украины?

Мы все еще надеемся, что Украина избавится от устоявшихся стереотипов в отношении крымских татар и цивилизованно решит наши проблемы. До сих пор народ ждет закона, который бы реабилитировал крымских татар, определил бы четко наш статус в украинском обществе.
Нам не раз приходилось слышать от руководителей украинского государства о том, что Украина не несет никакой ответственности за выселение крымских татар и не виновата якобы в их горькой судьбе. Так ли это?
Подготавливая материалы по геноциду крымскотатарского народа и складывая секретные документы в хронологическом порядке, я сделал удивительное открытие, которое заставит и нас, и международную, да и саму украинскую общественность взглянуть на эту проблему другими глазами.
19 февраля 1954 года Хрущев дарит Крым Украине. Во многих документах национального движения, переданных в свое время в ЦК КПСС, было высказано недоумение, почему дарят нашу родину Украине, не спросив об этом у коренного народа этого края. Интуитивно мы чувствовали, что за этим что-то кроется. Так оно, оказывается, и было. 15 марта того же года, то есть через 24 дня после Указа о передаче Крыма Украине, из Симферополя в Киев отправляется письмо под грифом "строго секретно". Привожу документ полностью.

СЕКРЕТАРЮ ЦК КП УКРАИНЫ ТОВАРИЩУ КИРИЧЕНКО А. И. 15 марта 1954 г. Крымский обком партии просит Вас войти с ходатайством в ЦК КПСС о запрещении всем административно высланным в 1944 г. возвращаться и проживать на территории Крымской обл.
Проект письма на имя тов. Хрущева Н. С. Прилагается
Секретарь Крымского обкома КПУ Л. Полянский

Чтобы не утруждать киевское начальство, Полянский подготовил проект письма на имя Хрущева. Представляю, сколько грязи и клеветы было в этом письме. Естественно, Хрущев, получив такое слезное послание от своих земляков о запрещении возвращения и проживания в Крыму всем депортированным из Крыма, не мог не учесть их просьбу.
Через два года, 25 февраля 1956 года, на XX съезде партии Никита Хрущев, осуждая политику Сталина, сказал: "В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение - как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов, комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям". Теперь становится понятным, почему он назвал вопиющими действия Сталина, по приказу которого выслали калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, и умолчал о крымских татарах.
Упомянутые им народы были возвращены, их автономии были восстановлены, а мы по вине руководства Украинской ССР и ЦК КПСС, возглавляемого Н. Хрущевым, были вынуждены оставаться в местах депортации еще 35 лет. В местечковое марксистско-ленинское сознание Хрущева крымские татары не укладывались. Не мог он отказать однопартийцам из Украины в их просьбе не возвращать крымских татар на родину. Поэтому геноцид и этноцид этого народа продолжались. И продолжались они по инициативе крымского и украинского руководства, повторяю - 35 лет.
Тут уместно вспомнить, как после Указа Верховного Совета СССР от 1967 года, снявшего огульные обвинения с крымскотатарского народа и Постановления Президиума Верховного Совета СССР, дающего право крымским татарам проживать на всей территории Советского Союза, украинские руководители делали все, чтобы не пускать коренных жителей на свою родину. Хлынувший в Крым поток крымских татар с детьми и стариками по существу подвергся вторичной депортации. Чтобы выселение носило законный характер, Киев просил ЦК КПСС ввести в Крыму такой же жесткий паспортный режим, как и в Москве.
Нынешнее руководство Украинского государства как правопреемника УССР должно принести извинения крымскотатарскому народу, немцам, грекам, армянам, болгарам и громогласно осудить своих предшественников, дав суровую оценку их действиям, приведшим к дополнительным лишениям и страданиям всех тех, кто был выслан из Крыма в 1944 году. Чтобы смыть пятно прошлого позора, Киев должен изменить отношение к бывшим депортированным, реабилитировать их и не пытаться ассимилировать крымских татар.
Многие политические статьи газеты "Голос Крыма" анализируются в Киеве. Так вот, специально для них и для нашего президента, хочу добавить: 18 октября нынешнего года, в день образования Крымской АССР, президент Российской Федерации Владимир Путин заявил в прямом эфире о том, что российские татары являются второй титульной нацией в государстве. И это несмотря на то, что татары составляют чуть больше 3,5% от населения России. Они там пользуются всеми правами. А в Украине крымских татар кое-кто не только за коренной, просто за народ не считает - мы тут безликое, так называемое меньшинство или просто депортированные граждане.

Что мы ждем от Европейского союза

Крымские татары возлагали, да и сейчас возлагают большие надежды на Евросоюз, считая, что путь Украины в Европу будет лежать через кардинальные решения национальных проблем. И вот в октябре нынешнего года был обнародован доклад комиссара Совета Европы Томаса Хаммарберга о защите прав человека в Украине. Комиссар отметил необходимость устранения ограничений относительно применения законов о правах меньшинств.
По его словам, "необходимо обеспечить социальную интеграцию ромов и крымских татар, а также эффективно имплементировать Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств в систему образования".
Томас Хаммарберг призывает обеспечить социальную интеграцию ромов (цыган) и крымских татар. Что такое социальная интеграция? Это понятие очень часто применяется в отношении инвалидов, молодежи и т. п., то есть они должны вжиться в массы, чувствовать себя такими как все. В отношении какой-то национальной группы это может означать и ее ассимиляцию.
Сущность этой социальной интеграции неожиданно раскрыл Генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана в недавнем интервью газете "Зеркало недели": "Украина недавно отпраздновала 16-ю годовщину своей независимости, и мы видим, что граждане вашей страны считают себя украинцами. Причем понятие "украинство" охватило все аспекты жизни, в том числе народные традиции, религиозные верования и различные этнические группы людей, составляющих народ Украины. (Выделено мной). В Крыму сейчас нет причин для дестабилизации, и любую попытку дестабилизировать здесь ситуацию следует считать спровоцированной. И это будет крайне безответственно. Поэтому я бы не хотел, чтобы это произошло".
Интересно, кто ему напел, что мы уже ассимилировались, и "украинство" охватило и наши народные традиции, которые крымские татары хотят возродить, и даже наше традиционное мусульманское вероисповедание? Не подыгрывает ли он планам нашего президента создать Украину с единым государственным языком, единой нацией и единой верой? Это что, демократия по-европейски?
И самое главное! Возникает вопрос: почему международные организации для арабов разработали программу политической и социальной интеграции в израильское общество, а для крымских татар прочат только социальную интеграцию? Палестинцы претендуют на территорию, которую, как и крымские татары, считают своей. Мы добиваемся политической и социальной интеграции в составе Украины.
В любом политологическом словаре ясно записано, что политическая интеграция (от лат. Integratio) есть восстановление, слияние политических сил в рамках государственных структур, политических институтов с целью достижения определенной политической общности, стабильности развития государств и обществ. Политическая интеграция - это объективный процесс, позволяющий достичь взаимовыгодных результатов с меньшими издержками для всех субъектов, участвующих в нем. Но при этом следует преодолеть старое, прежнее состояние, тормозящее объединительный процесс.
Мы, как и русские, как и представители других народов, хотим сохранить свою национальную самобытность и найти для себя достойную нишу в украинском сообществе. И если Хавьер Солана не хочет дестабилизации в Крыму, он должен это понять. Уже несколько лет Крым находится в таком состоянии, что даже легкий взмах крыльев бабочки может вызвать здесь цунами.
Хавьер Солана - это не весь Европейский союз. Допускаю мысль, что многие в Европе не знают нашу историю, наших проблем и наших чаяний. Возможно, их дезинформируют. Мы будем обращаться и в ЕС, и в ООН, и в десятки других международных организаций. Ведь у крымских татар, в отличие от многих других, надежда никогда не умирает.

Горькие уроки прошлого

Вспомним конец 80-х и начало 90-х годов прошлого столетия. Была разработана и принята Концепция государственной программы возвращения крымских татар в Крымскую область. В ней четко указывалось: "Гарантии восстановления прав крымскотатарского народа должны базироваться на реализации системы политических, правовых, экономических, социальных и культурных мер, сопровождающих процесс возвращения его в Крымскую область. Конкретизация этих мер должна найти отражение в Государственной программе.
Численность возвращающихся крымских татар оценивается в 330 - 350 тысяч человек".
Решения партии и правительства были широко оглашены в средствах массовой информации. Это вызвало огромную волну сочувствия к судьбе нашего народа. Многие протянули нам руку помощи.
Из Казани ринулись на наши самострои студенческие отряды, которые безвозмездно помогали строить дома, узбекские друзья не скупились, и оттуда шли подаренные строительные материалы, механизмы и грузовые автомобили, из Сибири и Урала шли эшелоны леса и сборные дома. Руку помощи протянули нам прибалтийские республики. Всколыхнулась наша диаспора. В Турции, Америке, Болгарии, Западной Европе наши соотечественники начали проводить сбор средств в помощь возвращающимся крымским татарам. И самое главное - уже после распада Советского Союза было подписано Бишкекское соглашение, по которому бывшие братские республики обещали помощь в обустройстве всех высланных из Крыма в годы Великой Отечественной войны.
Прошло немного времени, и все это ушло в небытие. Куда делись "гарантии прав крымскотатарского народа"? Почему не работают Бишкекские соглашения? Почему иссякли финансовые потоки от наших соотечественников, живущих за рубежом? В чем причины остывшего сочувствия к нам со стороны России, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Азербайджана, наших братьев из Казани и Уфы, не говоря уже о многомиллионной крымскотатарской диаспоре? Нет ли нашей вины во всем этом? Кто должен заниматься анализом этих тревожных для народа явлений, приведших нас к самоизоляции? И скажите, пожалуйста, у кого нам искать защиты, если мы одних называем врагами, других стараемся не замечать, третьим не говорим "спасибо" за помощь и не отчитываемся, куда она девалась. А беззащитных - уж такова человеческая природа - всегда бьют. Не потому ли изменилось отношение к крымским татарам в Крыму и в целом по Украине.
Совет при президенте оказался не нужным В. Ющенко. Он со своими разобраться не может. За прошедшие годы притихли депортированные, да и защищать их некому. Вектор борьбы умело перенесен в Крым, где славяне устраивают разборки с крымскими татарами. Пусть ругаются и дерутся между собой, так спокойнее. Под шумок там что-то и нахапать можно.
Если законы в Украине "что дышло", то для нас это дышло крутят на шарнирах как им заблагорассудится. И это не только судьи и доблестные правоохранители, зараженные татарофобией. Если крымский татарин избил кого-то, ему шьют сроки по полной программе, почти как за убийство. Если директор бахчисарайского рынка организовывает массовые беспорядки и сам, не стесняясь телекамер, лупит крымского татарина до полусмерти, то, извините, возбудить против него уголовное дело очень трудно.
Многие чиновники, самых разных рангов, ощущая безнаказанность, демонстрируют открытую неприязнь к любому крымскому татарину, который к ним обращается. А если наш земляк даже победил в конкурсе на какое-нибудь приличное место в государственном учреждении, ему, не стесняясь, говорят: "Извините, принять вас не можем. Тут есть особые нюансы".
В отношении подобных "нюансов" в Уголовном кодексе есть особая статья, которая, по идее, должна защищать нас от подобного произвола. Но она ни разу еще не применялась. И, пока мы вытираем только слезы, применяться не будет. А ведь кроме украинских судов есть еще и европейский!
Уже тот факт, что ни одна политическая сила перед прошедшими выборами не согласилась включить в свои предвыборные программы хоть что-то, касающееся крымских татар, говорит о многом. Страшно писать и говорить обо всем этом, но народ, в силу нашей политической депрессии и политической недальновидности, по сути, остается наедине со своей судьбой.

О симпатиях и антипатиях

Почему тот порыв сочувствия к судьбе нашего народа, который в конце 1980-х и начале 1990-х годов так быстро охладел. Почему Бишкекские соглашения, подписанные руководителями многих постсоветских стран, не выполняются? Когда-нибудь историки досконально разберутся в этом. Но частичный ответ я нашел в своем архиве. У меня сохранился интересный документ: "Пути самоопределения крымскотатарского народа". Родился он в Российском центре этнополитических и региональных исследований аж в 1993 году. Тогда еще в России сохранялось благожелательнее отношение к нам. Цитирую "По мере увеличения числа возвратившихся крымских татар усиливалось противодействие процессу репатриации со стороны местных властей. Земли для расселения крымских татар своевременно не отводились, возобновились погромы самостроев. В крымских средствах массовой информации ведется антитатарская пропаганда, провоцирующая общий рост социально-этнополитической напряженности.
Очевидно, обострение обстановки вокруг крымскотатарского населения вызвано отсутствием политического решения проблем крымских татар, усугубленного исчезновением после распада СССР стороны, ответственной за преступления перед крымскотатарским народом. Российская Федерация, выступающая правопреемницей СССР, фактически самоустранилась от решения проблем крымских татар: взятые ею прежде на себя обязательства, в том числе и по оказанию финансовой помощи, не выполняются. Государства Центральной Азии также не спешат оказывать финансовую, организационную и политическую поддержку репатриантам".
Известно, что Россия выделяла немало средств на обустройство нашего народа. Почему же она самоустранилась от взятых на себя обязательств? Приведу еще одну цитату из этого документа: "На уровне Украины и Крыма в нынешней этнополитической ситуации тактически уязвимыми и вредными для реализации стратегических целей крымскотатарского национального движения оказываются все "провоцирующие" или "двусмысленные" установки и высказывания лидеров крымскотатарского народа, в которых иноэтническое окружение может усмотреть скрытую или явную угрозу. Поэтому число и влияние политических групп, с пониманием относящихся к целям и задачам, провозглашенным крымскими татарами, невелико, и следует подходить к возможности увеличения симпатизирующих иноэтнических групп чрезвычайно внимательно и деликатно, чтобы не обратить своих потенциальных союзников во враждебные.
Это особенно важно ввиду постепенного отхода от активной поддержки крымских татар в силу объективных и субъективных причин, российских демократов - пожалуй, наиболее последовательных союзников и в прошлом во время совместной борьбы с тоталитарным режимом".
В те годы в Москве у руля были демократы. Правительство возглавлял Егор Гайдар. Именно к нему с просьбой о помощи ездил в те годы бывший председатель Госкомнаца Л. Безазиев. Звоню, прошу рассказать о причинах охлаждения к нам России.
- У нас складывались добрые отношения, - сказал Лентун Романович. - Нас поддерживали Шохин, Станкевич, Шахрай и многие другие. С Гайдаром познакомился в 1991 году. К нашим проблемам он относился с большим пониманием. Тогда выделил для крымских татар 160 млн. рублей, а это почти 240 млн. долларов. Рубль тогда стоил 67 копеек, а доллар был намного дороже, чем сегодня. В 1992 году было выделено 500 млн. рублей. А когда осенью того же года я снова пришел к Егору Гайдару просить денег на 1993 год, он буквально выставил меня из кабинета, сказав: "Вы там будете кричать "Долой русских", а Россия будет финансировать вас?.. Ошибаетесь!.."
Я ответил, что это орут какие-то недоумки. "Разбирайтесь сами", - сказал он и закрыл за мной дверь.
Вот так просто, и не по-заумному разъяснил Л. Безазиев причины охлаждения к нам России.

Выводы

Занимаясь политикой, решая проблемы своего народа, свои личные антипатии к какому-нибудь народу надо высказывать жене на кухне, а не в ходе митингов и собраний. Слово "душманлармыз" (враги наши) надо забыть, выбросить из своего словаря. Не надо искать врагов, тем более нашему народу. Политика - высшее искусство, это когда твои недруги становятся друзьями. Германия в годы войны уничтожила, по уточненным данным, 40 миллионов советских людей. Сегодня и Россия, и Украина, и другие страны прекрасно ладят с немцами.
Сегодня мы должны реанимировать Бишкекские соглашения, повернуть все постсоветские страны, в том числе Узбекистан, Таджикистан и Казахстан, где находятся еще наши соотечественники, лицом к нашей проблеме, усилить работу с Европейским союзом и другими международными организациями и наладить отношения со всеми в родном доме - Крыму.
Надо собрать осколки национального движения, возродить его и работать во имя будущего наших детей, во имя будущего всего Крыма. Уверен, к этому подключатся и общественные организации, потенциал которых очень велик. Нам нужно как можно меньше врагов и как можно больше союзников.
Надо научиться понимать друг друга, сочувствовать друг другу, уважать друг друга. От этого мы выиграем все.
Джерело: http://www.aq-media.info/node/1915

Версiя для друку
Обговорити в форумi
"Кримська Свiтлиця" > #48 за 30.11.2007 > Тема "З потоку життя"


Постiйна адреса статтi: http://svitlytsia.crimea.ua/?section=article&artID=5350

 

Редакцiя :
95006, м. Сiмферополь, вул. Гагарiна, 5, 2-й поверх, кiмн. 13-14
тел: (0652)51-13-24; E-mail: kr_svit@meta.ua
Адмiнiстратор сайту : Микола Владзiмiрський
Веб-майстер : Олексiй Рибаков