Пошук по сайту
Пошук:

Теми
З перших уст (4450)
З потоку життя (7293)
Душі криниця (4124)
Українці мої... (1659)
Резонанс (2120)
Урок української (1006)
"Білі плями" історії (1847)
Крим - наш дім (1046)
"Будьмо!" (271)
Ми єсть народ? (241)
Бути чи не бути? (320)
Писав писака (23)
На допомогу вчителеві (126)
Мовно-комп'ютерний конкурс (108)
Порадниця (206)
Смішного! (97)
Додатки
"Джерельце" (830)
"КримСПОРТ" (132)

Архiв
Архiв газети в pdf
Редакцiя
Форуми
Книга вiдгукiв

Iншi статтi цiеї теми
«З НАБЛИЖЕННЯМ НЕБЕЗПЕКИ ДО НЕ╥ ВЕРТАВ ДОБРИЙ НАСТР╤Й»
Про траг╕чну долю в╕дважно╖ розв╕дниц╕ холодноярських повстанц╕в Ольги...


НА ЗАХИСТ╤ НАШО╥ СТОЛИЦ╤
Виставка висв╕тлю╓ знаков╕ под╕╖ во╓нно╖ ╕стор╕╖ Ки╓ва…


╤СТОР╤Я УКРА╥НИ В╤Д МАМОНТ╤В ДО СЬОГОДЕННЯ У 501 ФАКТ╤
Не вс╕м цим фактам знайшлося м╕сце у шк╕льних п╕дручниках, але саме завдяки ╖м ╕стор╕я ста╓ живою...


ДМИТРО ДОНЦОВ - ТВОРЕЦЬ ПОКОЛ╤ННЯ УПА, НАСТУПАЛЬНИЙ ТА БЕЗКОМПРОМ╤СНИЙ
Тож за яку Укра╖ну? Вкотре перекону╓мося, що питання, як╕ ставив Дмитро Донцов, сьогодн╕ ╓...


ПОВЕРНУТИ ╤СТОРИЧНУ ПАМ’ЯТЬ
╤сторична пам'ять – головний феномен в╕дтворення ╕стор╕╖ сусп╕льства, кра╖ни, нац╕╖…




Розсилки
Тут Ви можете підписатися на розсилку анонсів статей нових випусків нашої газети. Для цього вкажіть свій e-mail.

E-mail адрес:














FaceBook





оНЦНДЮ Б сЙПЮ©МЁ
Головна сторiнка > Текст статти
"Кримська Свiтлиця" > #20 за 16.05.2003 > Тема ""Білі плями" історії"
Версiя для друку
Обговорити в форумi

#20 за 16.05.2003
"Он не мыслил себя без неба и там навсегда остался..."
В. ТАБЕЛЕВ

Уважаемая редакция! Буду вам очень благодарен, если опубликуете мою статью. Написать даже немного об Амет-Хане Султане, с кем мне довелось свидеться в жизни, просто необходимо. Считаю это делом моей совести.
С уважением - Табелев Владислав Дмитриевич.
г. Киев.

58 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. Все меньше остается в живых участников боевых действий. Неустроенность их жизни - наша боль и пример продолжения их подвига, начавшегося в далеком 1941-ом.
Грандиозные события последних десятилетий и связанные с ними изменения в идеологии  миллионов людей, безусловно, не могли не сказаться на оценке значимости победы над нацизмом. Вот почему одной из важнейших задач является воспитание молодежи на примерах жизни наших отцов, пропаганде величия совершенного ими.
Среди многих героев-воинов особое место занимает замечательный сын крымскотатарского народа Амет-Хан Султан. О нем незаслуженно мало упоминалось в советской прессе, поскольку по официальной пропаганде депортированный и не имеющий будущего народ не способен иметь выдающихся личностей.
Мне посчастливилось быть знакомым с дважды Героем Советского Союза полковником Амет-Ханом Султаном в период последних лет его жизни. Он был летчиком-испытателем в легендарном подмосковном ЛИИ.
После специальной медицинской подготовки я был командирован в г. Жуковский для участия в опытных работах по теме "Вулкан". В условиях невесомости следовало установить, как поведет себя металл, расплавленный электрической дугой, и возможность получения качественного сварного шва.
В те далекие шестидесятые годы решался вопрос об использовании сварки в космосе для создания крупных орбитальных станций. Опыты проводились на самолете ТУ-110. После выхода в зону испытаний самолет из горизонтального полета на высоте около 3 000 м резко начинал подъем до 6 000 м, после чего начиналось "контролируемое" падение с ускорением выше земного, как и при наборе высоты. Движение самолета между горизонтальными полетами называлось "горкой". В этот период, длящийся до 25 секунд, в салоне самолета создавались условия близкие к невесомости.
Достижение таких условий при обеспечении полной безопасности экипажа - очень сложная задача. Поэтому для ее выполнения привлекались  лучшие мастера летного дела. Из них я знал только двоих - совсем молодого летчика с золотой медалью Героя на груди и опытного Амет-Хана. "Работали" они по очереди, а поэтому почерк каждого мы сразу почувствовали на своей работе. Дело
в том, что цена даже одной секунды невесомости, создаваемой в земных условиях, очень высока. Недополучив за одну "горку" хотя бы несколько секунд, мы вынуждены были возвращаться к нежелательным и дорогим повторениям опытов. И этот возможный планируемый двадцатипятисекундный интервал  драгоценного времени физически мог обеспечить только он - внешне всегда спокойный Амет-Хан.
У молодого летчика, видимо, сдавали нервы и он чуть-чуть раньше выводил тяжелую машину в безопасный горизонтальный полет.
Амет-Хан был немного ниже среднего роста, коренастый с мужественным и выразительным лицом. В этом человеке ощущалась большая сила воли и уверенность. В полетах с ним мы всегда чувствовали себя легко и надежно.
Недавно, перебирая старые журналы, я обнаружил небольшой очерк Георгия Голубева "Человек с неба" ("Вітчизна", № 5, 1990). В нем наряду с описанием различных захватывающих событий грозных военных лет упоминалось  об одном  интересном факте. Речь шла о конференции летчиков-асов. Она была организована по инициативе командования восьмой воздушной армии и проводилась осенью 1943 г. в крымском селе Альгаман.
На одном из полевых аэродромов автор очерка вместе с майором Покрышкиным встречали последних, задерживающихся по фронтовым делам, коллег.
Томительное ожидание встречающих, наконец, прервалось гулом приближающихся самолетов. Два истребителя летели в плотном строю, как на параде.  На большой скорости, снизившись до бреющего полета, метров в двух от земли, они про-неслись над аэродромом и свечей взмыли вверх. В верхней точке "горки" летчики лихо вывели машины в горизонтальный полет, развернулись и спланировали на посадку. "Красиво прилетели", - скромно сказал Покрышкин. Высший класс пилотажа!
Так на конференцию прибыли опоздавшие участники - Лавриненков и Амет-Хан - оба гвардии капитаны, Герои Советского Союза. Последнему было всего 22 года.
В авиации случайных людей не бывает. Жизнь Амет-Хана Султана тому пример. Он не мыслил себя без неба и там навсегда остался. Вместе с экипажем  он испытывал новую авиационную турбину.  Она крепилась под фюзеляжем стреловидного ТУ-16. На большой высоте, как и в предыдущие полеты, турбину запускали и проверяли на разных режимах работы. Что явилось причиной катастрофы в тот февральский день 1971 года? Техническая неисправность самолета или взрыв исследуемой турбины?  Об этом уже никто никогда не узнает.
В жизни Амет-Хан был очень скромным человеком и нельзя не поверить его друзьям, которые говорили, что на сберегательной книжке погибшего командира, сделавшего так много для развития авиации, оказалось всего 500 рублей (газета "Правда" № 315, 11.11 1990 г.).
В этом году мне, наконец, удалось побывать в Алупке. Я долго стоял возле бронзового бюс-та героя-аса и с волнением вспоминал наши немногочисленные, но запомнившиеся на всю жизнь встречи с ним.
На личном счету летчика Амет-Хана Султана 30 сбитых вражеских самолетов и множество образцов испытанной авиационной техники. Давая ей путевку в жизнь, он всегда рисковал своей.

Версiя для друку
Обговорити в форумi
"Кримська Свiтлиця" > #20 за 16.05.2003 > Тема ""Білі плями" історії"


Постiйна адреса статтi: http://svitlytsia.crimea.ua/?section=article&artID=897

 

Редакцiя :
95006, м. Сiмферополь, вул. Гагарiна, 5, 2-й поверх, кiмн. 13-14
тел: (0652)51-13-24; E-mail: kr_svit@meta.ua
Адмiнiстратор сайту : Микола Владзiмiрський
Веб-майстер : Олексiй Рибаков