"Кримська Свiтлиця" > #30 за 24.07.2015 > Тема ""Білі плями" історії"
#30 за 24.07.2015
У РОС╤╥ НАМАГАЮТЬСЯ «В╤ДБ╤ЛИТИ» ╤ВАНА ГРОЗНОГО
Рос╕йський ╕сторик-любитель Олександр Мясников стверджу╓, що ╕ноземн╕ вороги несправедливо очорнили постать ╤вана Грозного. Про це з посиланням на «The Wall Street Journal» пов╕домля╓ться на сайт╕ «InoPressa». «Це була антирос╕йська кампан╕я. Це ╕стор╕я ╓вропейських п╕арник╕в про те, що в Москв╕ ╕сну╓ страшний тиран», — пояснив Мясников. Виставка (йдеться про виставку «Моя ╕стор╕я. Рюрикович╕», що експонувалася в московському «Манеж╕»), яку допом╕г орган╕зувати 60-р╕чний Мясников, ф╕нансувалася урядом, ╖╖ в╕дв╕дав президент РФ. Мясникова запросили прочитати лекц╕ю на щор╕чному кремл╕вському сем╕нар╕ для рег╕ональних чиновник╕в, де ╖х ознайомлюють з л╕н╕╓ю парт╕╖ на найр╕зноман╕тн╕ш╕ теми. Деяк╕ в╕трини виставки були н╕би взят╕ з сьогодн╕шн╕х випуск╕в новин. Так, в експозиц╕╖ негативн╕ в╕дгуки про ╤вана Грозного назван╕ «першою ╕нформац╕йною в╕йною в прес╕ ╢вропи», що зб╕глася з санкц╕ями п╕сля вторгнення царя на територ╕ю зах╕дного сус╕да. В ╕нтерв’ю Мясников назвав виставку противагою рос╕йським музеям, де «пану╓ нудьга». За словами орган╕затор╕в, безкоштовну виставку в╕дв╕дали сотн╕ тисяч людей. Найб╕льшу увагу привернув розд╕л про ╤вана Грозного. «Нав╕ть у Рос╕╖ його переважно вважають жорстоким тираном», — зауважу╓ автор. Тим часом, Мясников заявив, що ╤ван Грозний зробив багато поганого, але вбивство власного сина ╕ винищення тисяч чолов╕к при атац╕ на Новгород — це «вигадки». Ще ран╕ше група православних ╕сторик╕в ╕ д╕яч╕в Рос╕╖ звернулися з листом до м╕н╕стра культури РФ з вимогою прибрати з Третьяковсько╖ галере╖ знамениту картину Р╓п╕на на цю тему, мовляв, цей тв╕р «обража╓ патр╕отичн╕ почуття рос╕ян». Наступною, напевне, буде вимога переписати в╕дпов╕дну главу в «Истории государства Российского» Карамз╕на...
Н. М. Карамзин История государства Российского Глава V
...В старшем, любимом сыне своем, Иоанне, Царь готовил России второго себя: вместе с ним занимаясь делами важными, присутствуя в Думе, объезжая Государство, вместе с ним и сластолюбствовал и губил людей как бы для того, чтобы сын не мог стыдить отца, и Россия не могла ждать ничего лучшего от наследника. Юный Царевич, не быв вдовцом, имел тогда уже третью супругу, Елену Ивановну, роду Шереметевых: две первые, Сабурова и Параскева Михайловна Соловая, были пострижены. Своевольно или в угодность родителю меняя жен, он еще менял и наложниц, чтобы во всем ему уподобляться. Но, изъявляя страшное в юности ожесточение сердца и необузданность в любострастии, оказывал ум в делах и чувствительность ко славе или хотя к бесславию отечества. Во время переговоров о мире, страдая за Россию, читая горесть и на лицах Бояр — слыша, может быть, и всеобщий ропот — Царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!» и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им Царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына!» и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но Суд Небесный совершился!.. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным... жил четыре дня и скончался 19 Ноября в ужасной Слободе Александровской... Там, где столько лет лилася кровь невинных, Иоанн, обагренный сыновнею, в оцепенении сидел неподвижно у трупа без пищи и сна несколько дней... 22 Ноября Вельможи, Бояре, Князья, все в одежде черной, понесли тело в Москву. Царь шел за гробом до самой церкви Св. Михаила Архангела, где указал ему место между памятниками своих предков. Погребение было великолепно и умилительно. Все оплакивали судьбу державного юноши, который мог бы жить для счастия и добродетели, если бы рука отцовская, назло природе, безвременно не ввергнула его и в разврат, и в могилу! Человечество торжествовало: оплакивали и самого Иоанна!.. Обнаженный всех знаков Царского сана, в ризе печальной, в виде простого, отчаянного грешника, он бился о гроб и землю с воплем пронзительным. Так правосудие Всевышнего Мстителя и в сем мире карает иногда исполинов бесчеловечия, более для примера, нежели для их исправления, ибо есть, кажется, предел во зле, за коим уже нет истинного раскаяния; нет свободного, решительного возврата к добру: есть только мука, начало адской, без надежды и перемены сердца. Иоанн стоял уже далеко за сим роковым пределом: исправление такого мучителя могло бы соблазнить людей слабых... Несколько времени он тосковал ужасно; не знал мирного сна: ночью, как бы устрашаемый привидениями, вскакивал, падал с ложа, валялся среди комнаты, стенал, вопил; утихал только от изнурения сил; забывался в минутной дремоте, на полу, где клали для него тюфяк и изголовье; ждал и боялся утреннего света, боясь видеть людей и явить им на лице своем муку сыноубийцы...
"Кримська Свiтлиця" > #30 за 24.07.2015 > Тема ""Білі плями" історії"
Постiйна адреса статтi: http://svitlytsia.crimea.ua/?section=article&artID=15631
|