Пошук по сайту
Пошук:

Теми
З перших уст (2761)
З потоку життя (5872)
Душі криниця (3302)
Українці мої... (1427)
Резонанс (1444)
Урок української (985)
"Білі плями" історії (1623)
Крим - наш дім (531)
"Будьмо!" (259)
Ми єсть народ? (237)
Бути чи не бути? (70)
Писав писака (23)
На допомогу вчителеві (126)
Мовно-комп'ютерний конкурс (108)
Порадниця (108)
Смішного! (97)
Додатки
"Джерельце" (830)
"КримСПОРТ" (132)

Архiв
Архiв газети в pdf
Редакцiя
Форуми
Книга вiдгукiв

Iншi статтi цiеї теми
РОЗДУМИ НА ТЕМАТ ДЕПОРТАЦ╤╥ ╤ НАШИХ КРИМСЬКИХ ПЕРСПЕКТИВ
Сьогодн╕, в день пам’ят╕ жертв депортац╕╖ 1944 року, ми згаду╓мо те пекло, у яке...


ВИКУВАТИ ГОЛКУ ДЛЯ КОЩ╤Я
перше, що ма╓мо зробити – це в╕дновити дов╕ру до влади.


ПРО ДУРНОГО ЯСЬКА, МИРШАВИХ КРИМСЬКИХ ОВЕЦЬ ╤ КРЕЙСЕР «УКРА╥НА»
Туп-туп, туп-туп, туп-туп – ╕де товариство. Дол╕ шука╓. Омр╕яно╖. Щастям в╕нчано╖. Тихою...


ХТО В╤ДСТОЮ╢ УКРА╥НСЬКИЙ КРИМ
А що ж моя влада? Спершу, застосувавши сумнов╕домий ще з Майдану лозунг «Стояти ╕ не...


НЕ МИНУЛО Й ДВОХ РОК╤В!
Тамарa Федор╕внa Соловей наприк╕нц╕ кв╕тня 2018 р. – нарешт╕! - отримала розрахунок ╕ свою...




Розсилки
Тут Ви можете підписатися на розсилку анонсів статей нових випусків нашої газети. Для цього вкажіть свій e-mail.

E-mail адрес:














Гостям Севастополя



FaceBook

Twitter









оНЦНДЮ Б сЙПЮ©МЁ
Головна сторiнка > Текст статти
"Кримська Свiтлиця" > #6 за 06.02.2015 > Тема "Резонанс"
Версiя для друку
Обговорити в форумi

#6 за 06.02.2015
«РУССКИЙ МИР» У ФЕОДОС╤╥: ЗАБОРОНА СЛОВА ПРО ГОЛОДОМОР

В╤ДПОВ╤ДЬ ВАСИЛЯ МАРОЧКА НА ВИРОК ФЕОДОС╤ЙСЬКОГО М╤СЬКОГО СУДУ У СПРАВ╤ ПРО ОБВИНУВАЧЕННЯ Б╤БЛ╤ОТЕКАРЯ У ЗБЕР╤ГАНН╤ ЙОГО БРОШУРИ ЯК «ЕКСТРЕМ╤СТСЬКИХ МАТЕР╤АЛ╤В»

Российская судебная система продолжает удивлять необычайной приверженностью замечательной традиции, воспетой в известном фильме Э. Рязанова «С легким паром»: каждый раз в декабре запрещать книги и осуждать их авторов, которые посмели высказаться о преступлениях сталинизма. Весь мир осудил политические репрессии Сталина и его клики, а на Родине сталинизма, хочу ошибиться, его почитают. Воистину! Умом Россию не понять!
Однако о традиции. 1 декабря 2011 г. Мещанский районный суд г. Москвы запретил к распространению на территории Российской Федерации (РФ) мои книги о Голодоморе, признав их экстремистскими. Их изъяли во время обыска фондов Украинской библиотеки в Москве. Список запрещенной литературы довольно внушительный. В нём также оказались и работы о репрессивной деятельности ГПУ. А в декабре 2014 г. Феодосийский городской суд признал директора Феодосийской центральной библиотечной системы виновной в хранении моей брошюры о Голодоморе, подвергнув административному взысканию – штрафу 2000 руб. Удивительная последовательность и весьма печальная закономерность в действиях современной Фемиды России: запрещать книги о преступлениях против человечности. А Голодомор 1932-1933 гг. является таковым, несмотря на всяческие попытки о его запрещении. Память о Голодоморе жила в сердцах, душах и сознании украинского и русского народов, воскресла после развала СССР, возымела в Украине мемориальный статус и юридическое признание. Её невозможно запретить. Невозможно!
Геноцид путем Голодомора был совершен против украинского народа, то есть против граждан Украинской Социалистической Советской Республики, а поэтому и против русских, которые являлись тогда гражданами УССР и СССР. Таковыми были конституционные и нормативно-правовые особенности советского гражданства в 30-е годы. От искусственного голода гибли беспаспортные украинские и русскоязычные крестьяне 9 национальных российских районов УССР, не говоря уже о территории РСФСР. В этих национальных районах УССР накануне Голодомора находилось более 86 тыс. крестьянских хозяйств, в каждом не менее 3-4 человек. Дело даже не в количестве. Ведь каждая человеческая жизнь – это уникальный мир, будь он русский или иной. А его разрушили и уничтожили мучительной пыткой голода. Неужели это непонятно?! Из 9-ти российских районов четыре находились в Харьковской, три – в Донецкой, остальные в Черниговской и Днепропетровской областях. На территории Донецкой области крестьяне составляли в 1932 г. половину населения, а в 1933 г. голод охватил 21 из 23 районов этой многострадальной области. Это — не измышления, об этом свидетельствуют архивные источники – документы ГПУ. Они зафиксировали массовые депортации и гибель от голода целых деревень старообрядцев – уникальной социально-культурной и религиозно-бытовой общности на территории Донецкой области. Это был духовный Русский Мир, а его разрушили сталинские сатрапы. Об этом факте я не раз писал и говорил на телевидении, подчеркивал на конференциях в Москве.
Не случайно в Законе Верховной Рады Украины «О Голодоморе 1932-1933 гг.» от 28 ноября 2006 г., признавшей Голодомор геноцидом, упомянуто определение «геноцид украинского народа», то есть граждан Украинской ССР: украинцев, русских, поляков, немцев и других национально-этнических групп. Точно также граждане РСФСР 30-х гг. (русские, украинцы, немцы Поволжья, поляки) являлись частью российского народа, то есть гражданами республики и одновременно СССР. Их истребили Голодомором, особенно на Кубани, но они до сих пор остаются безмолвными жертвами, а преступный режим, совершивший геноцид на территории РСФСР в 1933 г., не получил должной политической и правовой оценки со стороны Государственной Думы РФ. Почему? Я неустанно повторял об этом на наших встречах с российскими историками в Москве и Киеве, даже слушателям Дипломатической академии РФ в 2008 г. Но, увы, напрасно.
В ноябре 2013 г. на конференции в Киеве по истории сталинизма меня спросили казахские историки: «Почему Украина так активно изучает Голодомор и болезненно реагирует на его малейшее отрицание?». Нет необходимости убеждать в том, что Украина наиболее пострадала от Голодомора, как, собственно, и казахи, если учесть демографические потери населения. Достаточно посмотреть материалы Всесоюзной переписи населения 1937 г., особенно докладные записки И. Курмана – одного из руководителей ЦУНХУ (статуправление Госплана СССР). Не отрицают этого факта и российские историки – В. Цаплин, В. Данилов, В. Кондрашин, Е. Осокина, В. Жиромская. Нельзя скрыть правду о Голодоморе, полвека ее отрицали в СССР, а она вопреки запрету – восторжествовала.
Однако вернемся к новогодней традиции российской Фемиды, которая «легким паром» ошпарила очередную невинную жертву – директора Феодосийской библиотеки. Ее обвинили по ст. 20.29 КоАП (массовое хранение с целью распространения экстремистских материалов) и присудили штраф. В 1932-1933 гг. крестьян также подвергали штрафу, но за уклонение от хлебозаготовок и хранение посевного материала. Они прятали собственный хлеб, чтобы выжить, а библиотекаря судили за хранение 12 экземпляров моей книги – чужой для библиотекаря. Кстати, судьи выделили лишь издательскую серию «Геноцид укра╖нц╕в. Сер╕я: Голодомори 1932-1933. Голодомор». Авторское название брошюры – «Голодомор 1932-1933 рр.». – К., 2007. В этой серии появилось еще несколько моих брошюр («Творц╕ Голодомору 1932-1933 рр.». – К., 2008; «Територ╕я Голодомору 1932-1933 рр.». – К., 2014), в которых нет ни малейшего призыва к разжиганию «национальной ненависти».
Еще в декабре 2011 г., когда Мещанский районный суд г. Москвы обратил внимание на мою брошюру, поместив ее в общий список «экстремистской литературы» с искажением фамилии – «Морочко», я вспомнил гениальное произведение А. Грибоедова «Горе от ума». Но не эпилог классика меня удивил и осенил в тот момент:
«Судьба – проказница, шалунья
Определила так сама:
Всем глупымъ – счастье отъ безумья.
Всем умным – горе отъ ума».
Наверное, с моей стороны было бы некорректно причислять себя к умным, особенно в контексте грибоедовской цитаты. Однако в декабре 2011 г. я вспомнил монолог Чацкого (героя сочинения), который известен каждому бывшему советскому ученику и студенту (у нас на истфаке был специальный лекционный курс по истории русской литературы). Монолог Чацкого, особенно в свете последних событий и судебных решений в Крыму против библиотечных работников, весьма поучителен:
«А судьи кто?.. За древностию лет
К свободной жизни
 их вражда непримирима;
Сужденья черпают
 из забытых газет
Времен Очаковских
 и покоренья Крыма».
(А. С. Грибоедов. Полное собрание сочинений. – С.-Петербургъ,
1892. – С. 46).
Чего стоит воззвание к совести и практике: «Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы!». Именно он писал о чиновниках «грабительством богатых», которые с судами «в друзьях» и в «родстве», «великолепные соорудя палаты». Еще совсем недавно украинские суды, выполняя лишь волю того, кто был гарантом Конституции Украины, штамповали судебные решения против майдановцев – студентов и пенсионеров. Под давлением общества ему пришлось оставить золотые купола его царских палат. Всему приходит конец, лишь только совесть, если она есть, остается бесконечной.
«Однако» (это название телепрограммы российского телеведущего Леонтьева, очень «правдивой» программы) вернемся к «экстремизму». Слово – идиотское. Неужели в русском языке нет более приличного выражения? Эти латинизированные понятия уж больно пугают беспечных граждан. Вот задачка для любителей «Русского мира»: ищите, господа, дерзайте! Феодосийская прокуратура, как Феникс, из украинской стала российской и обвинила автора брошюры, то есть меня, в тяжких грехах и преступлениях. Книга, по заключению прокуратуры г. Феодосии, «имеет антироссийскую ориентированность». Прошу учесть, что мои объяснения, о которых я уже упоминал, не являются оправданием, а неким просвещением тех должностных лиц («отечества отцов»), которые легко и непринужденно навешивают ярлыки, а тем более осуждают людей. Я всегда утверждал, что от голода гибли украинцы, русские, немцы, но отличие в том, что Украина признала преступления против человечности, а РФ осуждает тех, кто признает Голодомор геноцидом. И еще – не может «принадлежность к определенной социальной группе», как отмечено в заключении прокуратуры, быть причиной к «разжиганию межнациональной вражды». Простите, но это от вашего незнания элементарных вещей социологии.
Проницательная российская Фемида обнаружила в моей брошюре «унизительные характеристики, отрицательные оценки в отношении национальной группы и её отдельных лиц», а также «призывы к разжиганию национальной ненависти». Вот уже более четверти века я изучаю причины и последствия Голодомора, публикуя статьи о голоде в немецких, еврейских, польских, российских национальных районах. Это легко проверить. Но замечательный и «самый справедливый суд в мире» не стал обращать на это внимание, а напрасно. В 1930-е годы книги запрещали целыми списками: просто репрессировали книги, иногда сжигали. Похоже, эта практика возвращается (хотелось бы ошибаться). Во всяком случае, в Харькове, когда представители «Русского мира» сжигали весной 2014 г. книги о Голодоморе, были люди, которые выхватывали их из костра и уносили домой. Подобные действия внушают мне надежду: люди сходят с ума, но каждый в одиночку, а коллективное безумие порождает всеобщее зло. Его можно избежать, взывая к совести, вере, сочувствию. Меня обвинили в чрезмерности «эмоциональной оценки» фактов о Голодоморе. А какие эмоции могут вызывать документы о каннибалах, когда мать употребляла мясо собственных детей?! Её довели до состояния звериного психоза партийно-советские чиновники разного уровня, лишая хлеба, продуктов питания. Меня обвиняют в разжигании «национальной ненависти», обратив внимание на эмоции автора и языковые обороты. У меня нет чувства национальной ненависти к уголовным преступникам – И. Сталину, В. Молотову, Л. Кагановичу, С. Косиору, которых Апелляционный суд г. Киева признал виновными в осуществлении политики геноцида на территории УССР в 1932-1933 гг. Но у меня нет к ним элементарного человеческого уважения, поскольку каждый из них обрек на страдания и смерть собственных жен, родных братьев, а главное — сотни тысяч невинных граждан. Какая может быть «национальная ненависть» к этим лицам, у которых отсутствовало национальное достоинство, а вместо него функционировали идеологические убеждения, инстинкты шкурного самосохранения.
Не ищите в моих книгах призыва к национальной ненависти, его нет и быть не может. Её не существовало, когда совместно с российскими историками изучал причины и последствия Голодомора в СССР (программа Российского гуманитарного научного фонда), а также с украинскими исследователями Холокоста находил сходство и отличие в геноциде наших народов. Я не могу молчать, когда в ХХI в. сжигают книги о Голодоморе на кострах, воспринимая это как чудовищный Холокост в действии. Нацисты в Германии поначалу жгли книги, а затем сжигали людей. Книги сжигают в оккупированных Крыму и Донбассе, а на полях сражений заживо горят «братья славяне». Вот вам последствия реанимации сталинизма, отрицания Голодомора, ревизии прошлого.
Я понимаю, что РФ, как приемник СССР, оказалась под давлением тяжелого наследия – печального исторического прошлого (сталинских преступлений, политического террора, ГУЛАГа). Героические свершения (победа над фашистской Германией) приятнее воспринимать, а еще открытие Космоса и другие достижения советской страны, которые были, что бы сегодня не говорили критики. А вот относительно юридической оценки Голодомора – сложнее. Признав его таковым, возможно, РФ бросает тень на общесоюзное прошлое. Печальное заблуждение. Я всегда говорил и буду утверждать впредь: РСФСР образца 1932-1933 гг. никакого отношения к Голодомору в Украине не имеет, потому что сама оказалась его жертвой. Что мешает Государственной Думе РФ признать факт голодомора-геноцида (или дать другую правовую оценку), чтобы избежать взаимных обвинений, а главное — окончательно избавиться от тяжелого прошлого? Об этом я не раз говорил в Москве, выступая на конференциях, в аудиториях, на телевидении и в интервью российским СМИ. А в ответ – «тишина», подобная той, которая сегодня воцарилась на Донбассе. Больно и печально смотреть за шествием «Русского мира». Ведь под грудами бетона Донецкого аэропорта и жилых кварталов Мариуполя мы хороним не только русскоязычных граждан, но и добрососедские отношения между народами. Как исцелить их память, преодолеть озлобление и даже взаимную ненависть? Вот вопрос! Никакой суд не решит его, кроме Суда Времени.
Не думал, что изобличение сталинского режима в преступлениях против человечности станет основанием для обвинений меня в экстремизме. Прокуратура Феодосии сочла материалы моей брошюры вредными, потому что они «могут быть использованы для изменения массового сознания и служить для ультрарадикальных и националистических установок». Если она способна «изменить массовое сознание» людей в сторону признания Голодомора геноцидом, тогда моя профессиональная жизнь оказалась успешной. Ультрарадикалы в Украине и России активны и без брошюры, а ее содержание может примирить их. Я хорошо помню лозунги советских первомайских демонстраций «Миру – мир!», но не могу понять обратное – «Миру – война» от «Русского мира». Извините, господа, но это не укладывается в моем сознании. Такое новороссийское обновленчество чревато возрождением сталинского старообрядчества, а это — дорога в ад, даже тогда, когда будет устлана благими намерениями о единоверии и «общей истории». «Однако» же и «Времечко» подумать о народе.
В декабре 2011 г., когда мне стало известно о решении Мещанского районного суда г. Москвы о существовании «черного списка», в который попали и мои книги, я вспомнил известные произведения М. Горького – «Мещане», «На дне». Нет, нет. Никакого отождествления с классиком пролетарской литературы, но диалог Луки и Сатина в пьесе «На дне» возник у меня непринужденно. Он весьма поучителен:
«Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой».
В истории России и Украины всегда были прозорливые люди, настоящие пророки, но к ним никто не прислушивался сверху, потому что жили в разных мирах. Настоящие духовные ценности (вера, язык, религия, искусство) не нуждаются в насильственном насаждении. Они с нами и в нас, среди верующих и заблудших, одних одухотворяют, других исцеляют. «МирЪ» через войну обречён на забвенье. Недавнее прошлое отдельных европейских стран, да и бывшего СССР, — яркое подтверждение этому. Опасность в том, что часть российского общества может войти в «золотой сон», всецело погрузившись в идеологию сверхдержавности. И тогда, ослепленные ею, люди смиренно двинутся к краю бездны, а не к Храму и духовному исцелению. Нельзя подвергаться летаргическому сну, иначе болезненным будет пробуждение.

Опальный историк
Василий МАРОЧКО
25 января 2015 г., г. Киев
http://www.history.org.ua

Версiя для друку
Обговорити в форумi
"Кримська Свiтлиця" > #6 за 06.02.2015 > Тема "Резонанс"


Постiйна адреса статтi: http://svitlytsia.crimea.ua/?section=article&artID=14697

 

Редакцiя :
95006, м. Сiмферополь, вул. Гагарiна, 5, 2-й поверх, кiмн. 13-14
тел: (0652)51-13-24; E-mail: kr_svit@meta.ua
Адмiнiстратор сайту : Микола Владзiмiрський
Веб-майстер : Олексiй Рибаков