Пошук по сайту
Пошук:

Теми
З перших уст (4450)
З потоку життя (7293)
Душі криниця (4124)
Українці мої... (1659)
Резонанс (2120)
Урок української (1006)
"Білі плями" історії (1847)
Крим - наш дім (1046)
"Будьмо!" (271)
Ми єсть народ? (241)
Бути чи не бути? (320)
Писав писака (23)
На допомогу вчителеві (126)
Мовно-комп'ютерний конкурс (108)
Порадниця (206)
Смішного! (97)
Додатки
"Джерельце" (830)
"КримСПОРТ" (132)

Архiв
Архiв газети в pdf
Редакцiя
Форуми
Книга вiдгукiв

Iншi статтi цiеї теми
«З НАБЛИЖЕННЯМ НЕБЕЗПЕКИ ДО НЕ╥ ВЕРТАВ ДОБРИЙ НАСТР╤Й»
Про траг╕чну долю в╕дважно╖ розв╕дниц╕ холодноярських повстанц╕в Ольги...


НА ЗАХИСТ╤ НАШО╥ СТОЛИЦ╤
Виставка висв╕тлю╓ знаков╕ под╕╖ во╓нно╖ ╕стор╕╖ Ки╓ва…


╤СТОР╤Я УКРА╥НИ В╤Д МАМОНТ╤В ДО СЬОГОДЕННЯ У 501 ФАКТ╤
Не вс╕м цим фактам знайшлося м╕сце у шк╕льних п╕дручниках, але саме завдяки ╖м ╕стор╕я ста╓ живою...


ДМИТРО ДОНЦОВ - ТВОРЕЦЬ ПОКОЛ╤ННЯ УПА, НАСТУПАЛЬНИЙ ТА БЕЗКОМПРОМ╤СНИЙ
Тож за яку Укра╖ну? Вкотре перекону╓мося, що питання, як╕ ставив Дмитро Донцов, сьогодн╕ ╓...


ПОВЕРНУТИ ╤СТОРИЧНУ ПАМ’ЯТЬ
╤сторична пам'ять – головний феномен в╕дтворення ╕стор╕╖ сусп╕льства, кра╖ни, нац╕╖…




Розсилки
Тут Ви можете підписатися на розсилку анонсів статей нових випусків нашої газети. Для цього вкажіть свій e-mail.

E-mail адрес:














FaceBook





оНЦНДЮ Б сЙПЮ©МЁ
Головна сторiнка > Текст статти
"Кримська Свiтлиця" > #10 за 08.03.2013 > Тема ""Білі плями" історії"
Версiя для друку
Обговорити в форумi

#10 за 08.03.2013
РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ УКРАИНЦА В ВОССТАНИИ КАЗАХОВ В 1916 ГОДУ В АКМОЛИНСКОМ ПРИИШИМЬЕ

Минулого року доцент кафедр ╕стор╕╖ та соц╕ально-гуман╕тарних дисципл╕н Кримського ╕нженерно-педагог╕чного ун╕верситету Реф╕к Куртсе╖тов побував на IХ ╢враз╕йському науковому форум╕, проведеному на державному р╕вн╕ у столиц╕ Казахстану м. Астана в ╢враз╕йському нац╕ональному ун╕верситет╕, де з╕бралися вчен╕-гуман╕тар╕╖ з 17 кра╖н св╕ту. За результатами роботи цього престижного форуму нещодавно у «Кримськ╕й св╕тлиц╕» була опубл╕кована його стаття про укра╖нсько-казахськ╕ стосунки. Кр╕м ц╕╓╖ статт╕ Реф╕к Куртсе╖тов передав також редакц╕╖ ╕сторичну розв╕дку науковц╕в ╢враз╕йського нац╕онального ун╕верситету про укра╖нця Афанас╕я Латуту — Жакипа Жоламанова, який став одним з л╕дер╕в нац╕онально-визвольного руху казахського народу у 1916 роц╕. Пропону╓мо уваз╕ читач╕в цей матер╕ал мовою ориг╕налу.

Настоящий интернационализм, весьма уважительное отношение к представителям других этносов, мужество и отвагу можно прививать через конкретные исторические личности. В данном случае мы предлагаем весьма интересный случай подлинного казахского народного героя и батыра на примере украинца Афанасия Латуты, ставшего позднее Жакыпом Жоламановым, одним из лидеров национально-освободительного движения казахского народа 1916 года на территории Акмолинского Приишимья.
Немало славных имен открыто в Казахстане и Украине после обретения своей независимости. И все же в новейшей истории стран скрыто еще немало белых пятен. Каждое новое имя – это новый шаг на пути к более полному познанию своей истории. Одно из них – яркая героико-патриотическая история жизни этнического украинца Афанасия Латуты, принявшего ислам, нашедшего в числе почти 1,5 млн. разных судеб украинских поселенцев родной уголок среди дружелюбных казахов на исконной казахстанской земле.
С украинцами казахов связывает очень многое, начиная от «давно минувших дней» до активных контактов во времена нынешние.
Случайно ли это явление? В чем причина этого исторического феномена? Чем объясняется наличие в древнем «Дешт-и кипчаке» почти полумиллионной ныне украинской диаспоры? Почему в годы войны один из первых казахов – руководителей Казахстана Жумабай Шаяхметов усыновляет украинского мальчика? Случайно ли, что Герой Советского Союза, командир Панфиловской дивизии Бауыржан Момышулы так тепло отзывался о прекрасных человеческих качествах и героизме украинских солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны? Чем же объяснить природную тягу казахов к украинскому этносу и наоборот?
И, наконец, как объяснить «украинскую суть» или особенную любовь к Украине лидера нации Н. А. Назарбаева?
Все явления и процессы имеют свои логические объяснения, в том числе и обозначенные нами выше.
Во-первых, мы имеем древние связи на генетическом уровне. К примеру, язык вольных украинцев Запорожской Сечи преимущественно, особенно на начальной стадии, был кыпчакский. В языке украинцев много тюркизмов, есть сходства в ментальности, среди украинцев немало представителей, в расово-антропологическом отношении похожих на казахов.
Во-вторых, ярким свидетельством наших родственных отношений является кыпчакские «следы» в виде, скажем, тюркских «балбалов» или каменных изваяний, которыми усеяна южная Украина, вся тюркская Евразия, начиная от Днестра и заканчивая Восточной Сибирью и Северным Китаем. Немало на ее территории тюркских топонимов и гидронимов.
В-третьих, еще со времен Киевской Руси между правящей верхушкой кыпчакских ханов и князей восточных славян существовали родственные и брачные связи, определенные договорные и активные торговые отношения.
В период подавления серии национально-освободительных движений украинского крестьянства царским правительством, массового переселения мало- и безземельных крестьян, насильственного переселения зажиточной части украинского села в начале 30-х годов ХХ века на «зауральскую окраину» и эпохи политических репрессий, на территории благословенной казахской земли оказались сотни тысяч свободолюбивых «малороссов».
Если раньше тюрко-кыпчаки шли в Украину, то в XVIII – ХХ веках началось уже обратное движение.
Это можно проследить на примере многих людей, начиная с великого украинского кобзаря Т. Шевченко, гайдамаков, казаков Запорожской Сечи, Героя Советского Союза Л. Беды и многих других.
Но, пожалуй, имя Афанасия Латуты не заслужено стоит особняком. Это яркий и практически неповторимый пример истинной казахско-украинской дружбы, еще раз аргументирующий наши размышления на заданную тему.
Афанасий Александрович Латута родился в январе 1890 года в украинском селе Масловка Мироновской волости Каневского уезда Киевской губернии в бедной крестьянской семье Александра Кондратьевича Латуты.
Когда маленькому Афанасию исполнилось почти 5 лет, его постигло горе: от тяжелой болезни скончалась мать. Отец женился на старой деве, которая, по словам самого Афанасия Александровича, «оказалась настолько злой, что не выдержав ее издевательств, я убежал к дедушке и бабушке по материнской линии по фамилии Борисенко». Когда с заработков приезжал его отец, обнаружив, что сына нет дома, поднимал большой скандал, требуя немедленно возвращения своего отпрыска и тогда доставалось всем: старикам – за приют, ему – за побег, и мачехе – за издевательства. Но когда его отец снова уезжал на заработки – ситуация снова повторялась. Впоследствии отец был вынужден смириться с дальнейшим проживанием своего наследника у Борисенко.
Афанасий от природы обладал крепкой памятью и сильной логикой, острым умом и природным интеллектом, что ему в будущем здорово помогло: закончив приходскую школу, он легко поступает в престижное по тем временам двухклассное училище.
С детского возраста он отличался не по годам самостоятельностью и крепкой жизненной хваткой. Так, в летние каникулы он работал у помещика Стритшеля на полевых работах, правда, получая за это гроши. В округе, где учился и трудился Афанасий, было три крупных помещика, которые жестоко издевались над крестьянами, что стало причиной появления небольших молодежных «групп сопротивления». Одним из дерзких и активных отрядов была так называемая «Степановская группа», куда вошел и наш будущий герой. Они занимались пуском самопалов на полях своих обидчиков. Немало было пущено и «красных петухов» в жилые строения помещиков.
Приближалась развязка. Поимкой народных мстителей занялись полицейские. Поэтому в июне 1905 года дед был вынужден отвезти своего дерзкого внука в Киев, устроив его у своего родственника Василия Борисенко, занимавшегося сапожным ремеслом. Взрослые договорились, что Афанасий помогает хозяину в сапожном деле, а тот – оплачивает его учебу в местной гимназии. Поначалу все шло хорошо: его устроили в 6 класс гимназии, где он считался одним из лучших учеников. Но 12 декабря 1905 года вспыхнуло восстание, ознаменовав начало Первой русской революции.
Непокорный, бунтарский характер А. Латуты не оставил его равнодушным к происходящим общественно-политическим событиям. Несмотря на несовершеннолетний возраст, Латута принимает в этом движении самое деятельное участие, за что его немедленно исключают из гимназии, осуждают и отправляют в ссылку с шестимесячным правом пребывания в одном месте. По существу, это был «волчий билет», по которому немыслимо было не только продолжить учебу, но и устроиться на какую-либо сносную работу. С той целью, чтобы с корнями вырвать протестное движение, его молодого в возрасте 17 лет пригоняют в Акмолинск – традиционное место ссылки политических заключенных.
Здесь ему удалось устроиться на местный кирпичный завод, а также пришлось немного побатрачить у местных купцов Козулина, Кузнецова и Силина. Довелось поработать и у Григория Ерзаковича – отца будущего казахстанского композитора Бориса Григорьевича Ерзаковича, знатока и собирателя традиционной казахской музыки.
Впоследствии вокруг Афанасия стали собираться недовольные своим положением местные наемные рабочие, которым он рассказывал о причинах, ходе и временном поражении революции, направленной против царского правительства. Деятельность со стороны бунтаря вызвала преследования со стороны акмолинских приставов. Нависла угроза не только нового этапирования, но и полуторагодового тюремного заключения за нарушение паспортного режима.
Афанасий Александрович, чувствуя, что кольцо вокруг него замыкается, убегает в коргалжинскую степь и находит спасение и добрый приют у местных жителей. Позднее этот регион становится его второй родиной.
Итак, в августе 1909 года, встретив гостинный прием казахов рода «Мурат-Сарат» Нуржана, Айбека и Тазабека, приходит к заключению, что он нужен именно здесь. Немного позднее Афанасий переселяется в урочище Аршаты, где издревле проживали казахи рода Тыналы. Здесь устраивается на работу в Абильхаир-Ахунское медресе, где на него огромное влияние окажет авторитетный и признанный в степи депутат I и II созывов Государственной Думы Российской империи Шаймерден Косшыгулов. Правда, поработать в высшем законодательном органе империи он не сумел из-за незнания русского языка: колониальная политика царизма проводила жесткую языковую сегрегацию, дорога для таких в государственную политику была закрыта.
Именно по совету народного избранника Афанасий изучает и легко овладевает арабской графикой, начинает понемногу усваивать навыки аульного муллы и учителя.
Настоятель мечети Габдильгафар не только определяет его в группу первоклассников, но и по казахским обычаям усыновляет его.

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ,
директор Научно-исследовательского центра «Евразия» при ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, ученый секретарь Национального конгресса историков, доктор исторических наук, профессор
Петр ТОКАРЬ,
кандидат социологических наук, профессор ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, советник Посольства Украины в Республике Казахстан

 (Зак╕нчення в наступному номер╕)

Версiя для друку
Обговорити в форумi
"Кримська Свiтлиця" > #10 за 08.03.2013 > Тема ""Білі плями" історії"


Постiйна адреса статтi: http://svitlytsia.crimea.ua/?section=article&artID=11518

 

Редакцiя :
95006, м. Сiмферополь, вул. Гагарiна, 5, 2-й поверх, кiмн. 13-14
тел: (0652)51-13-24; E-mail: kr_svit@meta.ua
Адмiнiстратор сайту : Микола Владзiмiрський
Веб-майстер : Олексiй Рибаков