Пошук по сайту
Пошук:

Теми
З перших уст (4450)
З потоку життя (7293)
Душі криниця (4124)
Українці мої... (1659)
Резонанс (2120)
Урок української (1006)
"Білі плями" історії (1847)
Крим - наш дім (1046)
"Будьмо!" (271)
Ми єсть народ? (241)
Бути чи не бути? (320)
Писав писака (23)
На допомогу вчителеві (126)
Мовно-комп'ютерний конкурс (108)
Порадниця (206)
Смішного! (97)
Додатки
"Джерельце" (830)
"КримСПОРТ" (132)

Архiв
Архiв газети в pdf
Редакцiя
Форуми
Книга вiдгукiв

Iншi статтi цiеї теми
«З НАБЛИЖЕННЯМ НЕБЕЗПЕКИ ДО НЕ╥ ВЕРТАВ ДОБРИЙ НАСТР╤Й»
Про траг╕чну долю в╕дважно╖ розв╕дниц╕ холодноярських повстанц╕в Ольги...


НА ЗАХИСТ╤ НАШО╥ СТОЛИЦ╤
Виставка висв╕тлю╓ знаков╕ под╕╖ во╓нно╖ ╕стор╕╖ Ки╓ва…


╤СТОР╤Я УКРА╥НИ В╤Д МАМОНТ╤В ДО СЬОГОДЕННЯ У 501 ФАКТ╤
Не вс╕м цим фактам знайшлося м╕сце у шк╕льних п╕дручниках, але саме завдяки ╖м ╕стор╕я ста╓ живою...


ДМИТРО ДОНЦОВ - ТВОРЕЦЬ ПОКОЛ╤ННЯ УПА, НАСТУПАЛЬНИЙ ТА БЕЗКОМПРОМ╤СНИЙ
Тож за яку Укра╖ну? Вкотре перекону╓мося, що питання, як╕ ставив Дмитро Донцов, сьогодн╕ ╓...


ПОВЕРНУТИ ╤СТОРИЧНУ ПАМ’ЯТЬ
╤сторична пам'ять – головний феномен в╕дтворення ╕стор╕╖ сусп╕льства, кра╖ни, нац╕╖…




Розсилки
Тут Ви можете підписатися на розсилку анонсів статей нових випусків нашої газети. Для цього вкажіть свій e-mail.

E-mail адрес:














FaceBook





оНЦНДЮ Б сЙПЮ©МЁ
Головна сторiнка > Текст статти
"Кримська Свiтлиця" > #11 за 15.03.2013 > Тема ""Білі плями" історії"
Версiя для друку
Обговорити в форумi

#11 за 15.03.2013
РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ УКРАИНЦА В ВОССТАНИИ КАЗАХОВ В 1916 ГОДУ В АКМОЛИНСКОМ ПРИИШИМЬЕ

╤стор╕я ╕ сучасн╕сть

(Зак╕нчення. Поч. у № 10)

Ввиду того, что произношение букв было схожим со славянским, Афанасий в течение 3-х часов овладевает арабским алфавитом, наделав много шума у местных казахов, за что его прозвали «зереком» (одаренным): арабский алфавит у мулл казахские дети изучали почти один год. Учеба продолжалась почти два года, за это время он прекрасно овладел казахским языком, усвоил местные обычаи и обряды. Стал в Акмолинском Приишимье известным и уважаемым молодым человеком, не совсем внешне похожим на других номадов.
Известно, что толерантное казахское общество на протяжении столетий органически вбирало в себя представителей иных рас, этносов и конфессий, не выказывая расизма, шовинизма и неприятия.
Позднее он покидает дом своего нового «отца» за его жестокость по отношению к своей жене, ученикам медресе, который в личности Афанасия увидел серьезного оппонента, не по годам смышленого, справедливого и уважаемого казахским населением.
С 1912 года у Латуты начинается вполне самостоятельная жизнь. Он открыл частную школу, где обучал казахских юношей не только арабской графике, но и давал им первые уроки русского языка.
Его авторитет с каждым днем возрастает. С разных концов степи к нему приезжали за советом, заметную поддержку оказывали преданные и благодарные ему многочисленные ученики. На протяжении 1912-1920 гг. в его школе получили образование более 200 человек, многие выпускники становились видными государственными и общественными деятелями. Один из его учеников Тайбеков Елюбай впоследствии стал первым секретарем Акмолинского обкома партии, затем – Председателем Совета Министров Казахской ССР. Многие из них были уважаемыми в обществе людьми: педагогами, судьями, крупными администраторами.
За «посеянное вечное» казахский народ платил ему той же монетой: всю оставшуюся жизнь он пользовался заслуженным авторитетом и уважением со стороны номадов. Такое обстоятельство не могло не насторожить полицию. За ним началась слежка, настоящая охота, однако безуспешная. Судя по его воспоминаниям — «в период пребывания в среде казахского населения за мной беспрерывно охотилась царская полиция. Но доброе казахское население, спасая меня, направляло урядников и стражников на ложный путь».
Афанасий Латута был наделен высокой степенью справедливости, сочувственно относился к казахам и особенно к его беднейшей части.
Однажды в степном ауле бая Клышбая из рода курмантай он встретил семью старого Жоламана, которая происходила из бывших рабов («кулов»). Вследствие непомерно тяжелого физического труда он, его дети и жена стали калеками. Жили очень бедно, но обладали удивительным гостеприимством и природной открытостью. Афанасия притягивало к ним. В их доме он был частым гостем. Долгими вечерами слушал рассказы степного рассказчика. Вот одна из таких историй. В период национально-освободительного движения под руководством «мятежного султана» и «бузатора киргизской степи» хана Кенесары (1802-1847 гг.) из Средней Азии в 1842 году возвращался небольшой вооруженный отряд из 40 человек во главе со своим вожаком Айбасом, груженый всякой добычей. На пути ему встретился другой такой же отряд и между ними произошло боевое столкновение. Ввиду равности сил, противники помирились, обменялись угощением и товарами. В отряде бывшего противника оказались пленные женщины и дети. Айбасу понравился пятилетний мальчик, которого обменял на лошадь. Купленному мальчику дали имя Жоламан, что значит «благополучный путь».
В хозяйстве бая Айбаса, а позднее и у его сына мальчик пас тысячный табун лошадей. В возрасте 11 лет он женился на 18-летней рабыне Быльды, которая родила 4-х сыновей и 2-х дочерей. Именно этот Жоламан во второй раз усыновил Афанасия и отныне «нового казаха» Афанасия Латуту стали называть Жакыпом (Якуб) Жоламановым. С этого времени Афанасий стал носить фамилию бывшего раба Жоламана.
Однажды в урочище Жартас, где размещалась частная школа народного просветителя Жакыпа (Афанасия), его ученик Жаксылык Кунжанов пригласил его в гости. Там Афанасий встречается с батыром, народным героем Рахымжаном Мадиным. После этого они стали часто встречаться, советоваться друг с другом, ему Афанасий рассказывал о тяжелом положении украинского населения. Жакып-Афанасий становится главным идеологом будущего акмолинского очага национально-освободительного восстания казахов.
25 июня 1916 года в Казахстане началось отчаянное сопротивление против набора местного населения на тыловые работы, что явилось началом мощного национально-освободительного движения против царского режима.
Обычно в исторической литературе пишут о двух крупных центрах восстания: Семиреченском и Тургайском, незаслуженно забывая о третьем, не менее мощном центре народного движения — Акмолинском. Его костяк составили казахи Коргалжинской степи, а во главе восстания стояли Рахымжан Мадин и Жакып Жоламанов. К этому времени они уже стали близкими друзьями и духовными братьями.
В начале ХХ века нынешний Коргалжинский район, населенный казахами рода Тыналы, состоял из 5 административных волостей. Тыналинцы были объединены в 12 подродов, в начале восстания каждый из 12 родовых ответвлений выбирал своего вожака и отправлял к Р. Мадину в качестве своих представителей по 5-10 джигитов.
Среди восставших особую активность проявили казахи Текей Богембаев, Жумаш Искаков, Бекмагамбет Асылтасов, Бейсембай Тыганаков, Мухамедий Мырзабедылев и другие. Численность восставших на территории Акмолинского уезда, Акмолинской области вскоре возросла до 5 тысяч, а в пик восстания – до 30 тысяч человек.
Вскоре повстанцы разгромили отряд пристава Иванюшкина, который был отправлен в Коргалжинские степи для выполнения царского указа и реквизиции лошадей. И здесь проявились уникальные качества народного вожака и любимца Жакыпа Жоламанова. Инициатором активных боевых действий выступил именно он — соруководитель восставших Жакып Жоламанов (Афанасий Латута). В этой операции Рахымжан был ранен в ногу. Как вспоминает сам Жакып (Афанасий), «я наспех перевязал рану, а Рахымжан скомандовал джигитам громить юрту с карателями». В результате захваченные лошади и имущество были возвращены прежним владельцам.
Штаб повстанцев начал усиливать свой лагерь: были мобилизованы все кузнецы для изготовления оружия, а в Акмолинск направлены разведчики, которые наблюдали за дальнейшими действиями карателей. В конце июля 1916 года из Омска прибыл военный губернатор Кошуро-Масальский. Он направил две роты пехоты и полторы сотни казаков, вооруженных пулеметами, в Коргалжинские степи. В отряде карателей находился уездный начальник Веретенников и крестьянский начальник Надеждин.
В местности Кок-домбак состоялось заседение штаба повстанцев. Здесь же собрали 50 кузнецов, которые начали изготовлять холодное оружие и ремонтировали огнестрельные ружья. Ощущалась острая нехватка стали и железа. Из-за нехватки материалов повстанческим штабом было принято решение использовать все железное, даже железные колеса от байских фаэтонов. Повстанцы были одержимы желанием победить. Особую активность проявил кузнец из рода Темеш Жакыжан Клышбаев. За короткое время ему удалось изготовить 250 алебард, 260 пик и 110 кинжалов.
После сражения было решено двинуться на Акмолинск, овладеть гарнизонной оружейкой и продолжить борьбу. Начались переговоры.
Со стороны руководства повстанцев в них приняли участие Жакып Жоламанов и Рахымжан Мадин. Их ответ парламентерам был жестким. Как вспоминает Жакып, «с Мадиным мы зашли к приставу, который поздравил нас с миром, но мы возразили словами: какой может быть мир?! Нет, сказали мы, произвол царя и царских чиновников довел казахское население до крайнего отчаяния. Теперь население царскому указу подчиняться не будет, а кто попытается требовать людей, лошадей, грабить и издеваться, тот будет так же наказан, как и пристав Иванюшкин. Казахские джигиты всеми средствами будут защищаться, но царскому указу подчиняться не станут». Летом 1916 года в местности Кызыл Сенгир произошло столкновение карателей во главе с Кошуро-Масальским и повстанцев, общая численность которых составила 5 тысяч человек. Повстанческая армия имела четкую структуру: был создан штаб, воины разбиты на десятки, полсотни, сотни во главе с командирами. Отход повстанческих отрядов прикрывал отряд мергенов. По настоянию Жакыпа Жоламанова, имевшего опыт боевых действий в Украине, было создано 4 особых отряда с ружьями общей численностью до 700 стрелков.
В первом сражении с карателями был убит народный герой Бейсембай Тыганаков, 9 человек и 12 лошадей было тяжело ранены.
Повстанцы во главе с Р. Мадиным и Ж. Жоламановым выбрали тактику изматывания сил противника ловким уходом от преследователей. Это было излюбленной тактикой кочевников.
Генерал Масальский, не достигнув своей цели и опасаясь попасть в плен к повстанцам, был вынужден уехать в Акмолинск, передав командование уездному начальнику и войсковому старшине Березовскому.
Царский отряд продолжал преследовать повстанцев до местности Акмечеть, сжигая имущество казахов. Часть казахов Коргалжинской степи переселилась в Китай.
Плохо вооруженные и разрозненные отряды повстанцев были обречены на поражение. 25 октября 1916 года один из отрядов, находившихся в Кендирлинском лесу, был разбит казаками. Повстанцы потеряли только убитыми 42 человека. В ходе карательных акций гибли невинные жители аулов. У села Слащевка казачьими отрядами были убиты 63 человека, а в районе села Северное – более 50. 28 октября из пулеметов были расстреляны 40 восставших Карабутакской волости, а 29 октября при местности Кош – более 50. Таких случаев было много.
72 повстанца были захвачены в плен и содержались в Акмолинской тюрьме в качестве заложников. Осенью движение пошло на спад. Повстанцы пошли на соединение к Амангельды Иманову в Тургайские степи.
В конце 1919 года Жакып Жоламанов организовал большевистскую ячейку в Аккуш-Нуринской волости, а весной 1920 г. его избирают депутатом на I уездный съезд Советов от казахского населения края. В уездном комитете он состоял в так называемой тогда «Киргизской секции».
В феврале 1921 года на территории Акмолинского уезда с Ишимского района двинулись банды кулаков во главе с офицером царской армии, насчитывающие до 15 тысяч штыков. По пути они уничтожали партийных и советских активистов. Жакып принял деятельное участие в организации обороны мирного населения.
2 апреля 1923 года в урочище Жантеке из 11 обедневших жатаков Жакып организовывает одну из первых сельскохозяйственных артелей имени раба Жоламана, т. е. своего «отца». Инициатор создания артели был выбран его председателем. От местной казны в кредит получили 50 пудов семен пшеницы, одну конную сеялку. По тем временам собрали хороший урожай — 48 пудов с одной десятины.
Умелый руководитель Жакып по-своему распорядился 1440 пудами урожая пшеницы: 50 пудов сдали государству в качестве семенной ссуды, 100 — засыпали в семенной фонд, 60 — на фураж, 180 – на оплату тепла и долгов, 60 — отдали за приобретенные товары, 90 — продали государству, а остальные 720 — равномерно распределили по количеству колхозников.
В последующие годы хозяйство, руководимое Жакыпом Жоламановым, стало крепчать и укрупняться, а коллектив колхоза стал интернациональным. Сюда вошли 9 русских и 1 башкирское хозяйство. Авторитет Жакыпа еще больше вырос.
В 1924 году Жакып Жоламанов построил первую светскую казахскую школу. Из районного центра по его просьбе направили двух педагогов. При школе открывается первый детский кооператив «Жас калам» («Молодое перо»).
Параллельно Жакып Жоламанов много работал над повышением своего образовательного уровня: в 1927 году закончил сельхозтехникум, а в 1939 — полеводческий факультет Омского сельхозинститута имени Кирова. Позднее работал на различных руководящих должностях. На последней из них — заведующим контрольно-семенной лабораторией он проработал до 1965 года, когда ему исполнилось 75 лет.
Таким образом, Жакып Жоламанов, этнический украинец Афанасий Латута, всю свою жизнь посвятил делу служения казахскому народу, был соруководителем Акмолинского центра восстания казахов 1916 года, уникальным народным просветителем и крупным организатором сельского хозяйства в Акмолинском Приишимье.
Местное казахское население уважало его и за прекрасное знание казахского языка, его истории, обычаев и обрядов, а также казахских шежире и ислама. В Коргалжино он был первым, кто начал заниматься садоводством.
В знак глубокого уважения к нему его современники и потомки присвоили ему звание почетного гражданина Коргалжинского района. Когда-то в его честь местные казахи создали краеведческий музей. В праздники его приглашали в президиум собрания. Оставаясь верным своим принципам, сыновей назвал Бостандык (Свобода) и Тендык (Равенство).
Нет сомнения, что Жакып Жоламанов достоин, чтобы его именем была названа одна из центральных или новых улиц казахстанской столицы в знак истинной дружбы между украинским и казахским народами. В имя настоящего наших народов Жакып Жоламанов посвятил свою жизнь, приближая нынешнюю независимость и суверенитеты народов.
Память о Жакыпе Жоламанове – Афанасии Латуте навсегда останется в памяти сыновей и дочерей Великого «Дешт-и-Кыпчака» и служит подлинным примером интернационализма, мужества и отваги, а также преданности интересам казахского народа и его независимости.

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ,
директор Научно-исследовательского центра «Евразия» при ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, ученый секретарь Национального конгресса историков, доктор исторических наук, профессор
Петр ТОКАРЬ,
кандидат социологических наук, профессор ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, советник Посольства Украины в Республике Казахстан

Версiя для друку
Обговорити в форумi
"Кримська Свiтлиця" > #11 за 15.03.2013 > Тема ""Білі плями" історії"


Постiйна адреса статтi: http://svitlytsia.crimea.ua/?section=article&artID=11543

 

Редакцiя :
95006, м. Сiмферополь, вул. Гагарiна, 5, 2-й поверх, кiмн. 13-14
тел: (0652)51-13-24; E-mail: kr_svit@meta.ua
Адмiнiстратор сайту : Микола Владзiмiрський
Веб-майстер : Олексiй Рибаков